"КЕРЧЕНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Алексей Заславский, старший эксперт по информационной безопасности и киберкультуре VK, член-корреспондент Международной академии наук, уверен, что одно из самых главных правил поведения детей и взрослых в Сети — соблюдение кибергигиены. Это набор полезных привычек и навыков безопасного поведения в интернете.

Как родитель может привить эту привычку ребенку?

Не стоит запрещать детям посещать тот или иной ресурс. Лучше начать с открытого диалога: например, рассказать ребенку, что такое пин-код, почему важно использовать лицензионные приложения и следить за проведенным в телефоне временем.

 

Как вести себя школьнику, если он столкнулся с угрозой в Сети

Игнорировать грубое общение в чатах, при малейшей угрозе — блокировать агрессора.

Направить жалобу модераторам интернет-площадок и платформ.

Информировать взрослых о непристойных сообщениях.

Чего нельзя делать школьнику в Сети

Открыто делиться со всеми конфиденциальной информацией и личными данными. Нельзя сообщать свои настоящие имя и фамилию, номер мобильного телефона, номер школы, а также нельзя делать общедоступными фото семьи и друзей.

Проявлять агрессию: грубить, придираться, оказывать давление на других.

Открывать вложенные файлы от подозрительных отправителей.

Распоряжаться деньгами семьи без согласия взрослых.

Встречаться с интернет-знакомыми без одобрения взрослого, с которым налажены доверительные отношения.

Какие меры может предпринять школа, чтобы оградить детей от угроз в Сети

Обеспечивать безопасный и комфортный доступ к сетевым ресурсам.

Рассказывать о правилах поведения в Сети.

Формировать навык кибергигиены и воспитывать осознанную личность.

Создавать комфортную психологическую среду внутри школы.

Реализовать перечисленные меры можно, когда сам коллектив в школе знает основы цифровой грамотности, умеет мониторить сетевые угрозы, привлекает экспертов в области кибербезопасности и постоянно налаживает доверительный контакт с учениками и их родителями.

Так, повысить цифровые компетенции педагоги могут на бесплатном курсе повышения квалификации от Учи.ру «Развитие ИКТ-компетенций педагога». По итогам обучения учителя, например, смогут узнать, что такое цифровой этикет и как защитить персональные данные.

Кибербуллинг: что важно знать и как от него защититься

Умение распознать кибербуллинг и защититься от него становится важным навыком для современного ребенка, поэтому педагогам и родителям стоит научить детей предупреждать агрессию и при необходимости защищать себя.

«Кибербуллинг имеет сходство с реальной травлей. Однако у него есть и свои отличия: повышенная агрессия, постоянство, неограниченное число свидетелей и умалчивание. Все это повышает чувства тревоги и беспомощности у ребенка — жертвы травли в Сети. Поэтому проблема кибербуллинга не меньше, чем проблема обычного буллинга, и она требует повышенного внимания взрослых», — отметила Мария Короваева, учитель начальных классов школы № 630 г. Москвы.

Что делать ребенку, если он стал свидетелем травли в Сети

Сообщить взрослым о случившемся.

Показать, что он негативно относится к агрессии.

Поддержать жертву кибербуллинга.

Эксперты уверены: если ребенок поделится со взрослыми своими проблемами в Сети, они обязательно помогут их решить. Главное — нужно быть образованными в вопросах цифровой грамотности и знать, как защитить школьников от киберугроз.

Руководитель PR-службы Департамента образования и науки города Москвы Наталья Цымбаленко напомнила про раздел «Вместе против буллинга» на сайте «Школа.Москва», где собраны рекомендации, статьи, памятки, инструкции, видео и другие полезные материалы по профилактике травли и противодействию ей не только для детей и родителей, но и для учителей.

Эксперты также рассказали, каким должен быть алгоритм действий для взрослых, чьи дети стали жертвой кибербуллинга.

Во-первых, стоит принимать активное участие в жизни ребенка и поддерживать его.

Во-вторых, важно узнать все детали ситуации.

В-третьих, сделать скриншоты, подтверждающие акт агрессии: их наличие поможет разрешить ситуацию.

И в-четвертых, заблокировать агрессора, написать претензию администрации площадки и отредактировать личную страницу ребенка.

О том, как научиться самому и научить детей распознавать мошенников в сфере товаров и услуг в Сети, читайте в нашей статье в следующий понедельник.

Запись конференции «Интернет-угрозы: как уберечь школьников от опасностей в Сети» вы можете посмотреть на сайте проекта, а также на страницах проекта во ВКонтакте и Одноклассниках.

Следующее мероприятие в рамках проекта «Другие уроки», посвященное коммуникации в Сети, состоится в декабре.

Источник: Учи.ру