ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

 

"КЕРЧЕНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Материалы, посвященные телефонной зависимости у подростков, как правило, начинаются с пугающей статистики и описания непоправимого вреда, который смартфоны наносят психическому и физическому здоровью детей. Психолог, эксперт по детско-родительским коммуникациям Ольга Давыдова предложила построить статью не столько на вопросе «Как ограничить использование смартфонов школьниками?», сколько на вопросе «Что такого мой ребенок нашел в телефоне, чего не смог найти в реальности?». Именно второй вопрос помогает сместить фокус и вернуть его в нужное русло: не ругать, а понять и изменить ситуацию.

Насколько все плохо?

Ненависть к телефонам и новым технологиям не поможет родителям выстроить грамотный диалог с ребенком. Подростки сами чувствуют, что зачастую «прикованы» к экрану, и нет нужны им это объяснять.

На первом этапе давайте перечислим признаки реальной проблемы. Дело в том, что если подросток использует телефон для общения и съемок TikTok-ов час в день, то это не проблема. Вам кажется, что она есть, но ее на самом деле нет. У подростка есть право использовать свое свободное время так, как ему нравится, если он выполняет возложенные на него обязанности.

Как понять, что проблема существует? Психологи используют следующий список симптомов. Пройтись по нему можно вместе с подростком — это будет интересное самоисследование.

Сознательно использую телефон в потенциально опасных ситуациях: на ходу, пересекая улицу; когда спускаюсь по лестнице; за рулем велосипеда или самоката.

Отказываюсь от семейных мероприятий в пользу использования смартфона: беру телефон с собой даже на ужин.

Наблюдается снижение очных контактов: в сети общаюсь много, в реальности — мало.

Отрицательное влияние на эмоциональное состояние: любой негативный комментарий вызывает взрыв эмоций, а «нарваться на тролля», как известно, можно практически везде.

Импульсивная, часто бесцельная проверка телефона: чувствую потребность полистать ленту раз в пять минут.

Бессонница или нарушение сна.

Необходимость срочно зайти в сеть при плохом интернете вызывает панику, гнев, слезы и другие яркие эмоции.

Необходимость немедленно реагировать на все сообщения.

Повышенное беспокойство и раздражительность, если телефона рядом нет.

А сколько пунктов вы насчитали у себя, дорогие родители? Обратите на это внимание, потому что использовать тезис «убери телефон, это вредно», когда у вас самих телефон не уходит из рук, довольно несправедливо. Дети повторяют то, что видят. Может быть, и правда непросто отличить нормальное или слегка учащенное использование от проблемной ситуации.

Всегда задавайте себе вопрос: «Влияет ли использование смартфона на самочувствие, дружбу и семейные отношения моего ребенка?»

Чего нет здесь, что есть там?

Когда в реальности нас окружают приключения, насыщенная среда, интересные диалоги, внимание и забота, погружаться в социальные сети нет нужды. Вы ведь не достаете телефон в кинотеатре и не переписываетесь, гуляя по ботаническому саду? Максимум сделаете фотографии.

Подумайте о том, что именно подросток смог найти в интернете. Еще лучше — спросите. Откровенный разговор на тему «Что тебе больше всего нравится делать в телефоне?» может открыть глаза на многое.

Дофамин

Дофамин — это нейротрансмиттер в мозге человека, который отвечает за чувство удовольствия. Благодаря тому, как устроена любая компьютерная игра, даже бродилка или собиралка, ребенок (и взрослый) испытывает чувство волнения и стимуляции.

В игре постоянно что-то происходит, более того — там постоянно вознаграждают за усилия, что заставляет мозг вырабатывать дофамин. Этот же дофамин мотивирует на выполнение желаемой аналогичной деятельности. Неудивительно, что так хочется быстро зайти в игру, быстро нажать несколько клавиш и так же быстро получить реальное чувство удовольствия. Что можно сделать в реальности, чтобы получить тот же эффект? В набор входят: еда, сон, спорт, прослушивание музыки, соревнования, похвала, успешно выполненная задача. Вот и первый ответ, что может помочь отвлечь ребенка от телефона.

Общение и творчество

Подростки используют телефон, чтобы общаться со сверстниками, в 84% случаев (согласно исследованиям 2018 года). Подростки «запрограммированы» на общение, в этом возрасте им необходимо делиться информацией, спорить, прощупывать границы, проявлять себя. В социальных сетях это делать проще, чем в реальности, потому что отсутствует географический фактор, в современной городской среде крайне важный.

Так, например, Соня из Москвы познакомилась с Дианой из Калининграда. Обе девочки увлекаются рисованием драконов. Как Соне еще общаться с Дианой? В школе над ее драконами смеются, дома просят заняться чем-то более серьезным. Как тут без социальной сети?

Миша встретился на рэп-фестивале с Петром, который живет на другом конце Москвы. Казалось бы, можно встать и поехать к нему в гости на выходных. А родители отпустят — из Алтуфьево в Щербинку? А времени хватит из-за большой нагрузки в школе и трех дополнительных секций? Ну и как в этом случае без социальной сети?

Вторая причина, почему в социальных сетях общаться проще, кроется в эмоциональной стороне коммуникации. Здесь легче не показывать свои эмоции или выражать их гипертрофированно и упрощенно без опасения получить осуждение. Здесь проще ругаться, получить поддержку, выразить мнение.

Если научить подростка дискутировать и открыто общаться в реальности, показать ему, что его мнение важно, то его внимание, пусть и частично, переключится. Вы давно разрешали подростку поспорить с вами, не прерывая его фразой «Мне виднее, я хочу как лучше»? Об этом подробнее в нашей статье.

Да, в социальных сетях огромное количество негатива и троллей, есть риск преследования и буллинга. Необходимо научить ребенка справляться с критикой, добавлять пользователей в черный список при первом признаке агрессии и настроить двухфакторную аутентификацию во всех приложениях.

Покажите ребенку, что вы доверяете ему и понимаете, как важно общение и творчество. И на этом фундаменте доверия выстраивайте правила по безопасности и правила по использованию.

Как помочь подростку преодолеть зависимость?

Главное правило для младших подростков — совместное обсуждение целей использования телефона, назначение правил использования и последствий за их нарушение.

Главное правило для старших подростков — все то же самое плюс не запрещать, а дать возможность самостоятельно контролировать использование смартфонов, демонстрируя взрослый подход к ситуации.

Обучайте

Открыто говорите и о преимуществах, и о ловушках экранного времени. Лекции, когда дело касается подростков, вообще редко дают положительный результат. Так что сначала спросите подростков о плюсах и минусах, окунитесь в оживленный разговор. Обсудите, что можно выиграть от ответственного использования смартфона.

Составьте договор

Поговорите об установлении здоровых ограничений и границ в семье. Подростки ведь не единственные, кто склонен к чрезмерному сидению в смартфоне, правда?

В договоре можно прописать правила и последствия, которые ожидают за нарушение правил. Последствия — это не наказание, это лишение «преференций», которые есть у ребенка. (Еда, общение с вами и отдых — это не преференции, а базовый набор потребностей; их никогда нельзя лишать.) Сообщите ребенку, что его привилегии сохраняются только при соблюдении обязанностей.

Например, «ВКонтакте» только после сделанных уроков. TikTok на выходных только после уборки. Если успеваемость падает, время на игры в телефоне сокращается.

Установите на телефоны программу мониторинга экранного времени

Сейчас масса встроенных и доступных бесплатно приложений для отслеживания времени, проведенного с гаджетом. В конце недели на семейном совете сравнивайте свои показатели. Можно устроить соревнование с небольшим семейным призом в виде похода в кино или пиццы на ужин.

«У меня есть знакомая семья, где проигравший, набравший максимальное число часов, становится героем нового юмористического ролика. Смеяться над собой и своими привычками очень полезно», — приводит пример Ольга Давыдова.

Политика использования

Продолжение пункта «Составьте договор»: договоритесь о том, где и как использовать телефон можно, а где нельзя. Вот некоторые идеи.

За час до сна никаких смартфонов.

Утром до завтрака никаких смартфонов.

Уважение к чужим паролям и переписке (и вместе с тем ради безопасности вы можете попросить ребенка сообщать обо всех негативных инцидентах).

Никогда не посылать другим негативные и злые сообщения.

Никогда не отправлять другим свои интимные фотографии или фотографии, которые могут причинить кому-то боль или дискомфорт.

Вовремя заряжать телефон и быть на связи с родителями.

Никаких телефонов за семейным столом — во время еды их не будет на кухне.

Соблюдать правила, установленные школой в отношении мобильных телефонов.

На семейные прогулки телефон брать можно, но только чтобы делать классные фотографии.

Стоит признать, что совсем без телефона в наши дни обойтись не получится. Более того, нашим детям предстоит жить в мире, где информационные технологии обеспечивают и саморазвитие, и обучение, и поддержку. Лучше подготовить их к этому. А запреты и наказания, как известно, здесь не помогут