"КЕРЧЕНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"
В пору экзаменов тревожатся все. Иногда даже не ясно, кто больше: выпускники или их родители. Взрослые обычно так сильно переживают за детей, что передают им свою тревогу. В результате сдача ЕГЭ становится для всей семьи испытанием на прочность.
Симптомы экзаменационного стресса
Что чаще всего бросается в глаза? У многих подростков меняется режим питания, появляются нарушения сна и изменения в поведении. Все проявления можно поделить на две группы.
Поведенческие симптомы
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы
Что делать родителям
Первое и самое главное: помнить, что основная роль родителя в данной ситуации — это поддержка. Нельзя прожить за кого-то его жизнь, а вот оказать помощь, проявить сочувствие и участие вполне возможно.
План действий может состоять из следующих пунктов:
1. Коррекция режима сна.
2. Коррекция питания.
3. Введение тайм-менеджмента.
4. Работа с ценностями.
5. Понимание значения роли экзамена в жизни подростка.
Первое, что нужно сделать, — выявить свой режим активности. Для этого в течение 2–3 дней подростку надо понаблюдать за собой и записать те периоды, когда мозг активно работает, когда наступает усталость и хочется спать, когда хочется есть и т. д. Нет задачи сделать четкий график, подходящий для всех. Каждый человек индивидуален, и смысл в том, чтобы выявить свои личные периоды активности, потребности и особенности.
Еще важно соблюдать циклы сна, время которых кратно 90 минутам. Если просыпаться по окончании цикла, то человек будет чувствовать себя отдохнувшим и полным сил.
Работу и учебу следует планировать по таймеру и обязательно делать перерывы со сменой деятельности. Хорошо переключаться на физическую активность, но есть дети, которым это не подходит. Возможно, они захотят послушать музыку или что-то посмотреть. Такой вариант тоже возможен.
Кстати, многие подростки могут заниматься, например, решением задач под музыку. Не стоит этому препятствовать. Для многих такое совмещение способствует дополнительной стимуляции мозговой деятельности — так же как и качание на стуле. Есть дети, которым это очень сильно помогает.
Важно уделять время спорту и вообще любой двигательной активности, будь то командные игры, пробежки или просто прогулки.
В борьбе с нарушениями питания ключевая идея — не допускать чувства голода. Оно вызывает ощущение подавленности, жалости к себе, запускает ненужные мысли и влияет на работоспособность. Важно планировать перекусы заранее.
Для того чтобы избежать хаоса, все дела необходимо ранжировать по срочности и времени выполнения. В этом поможет матрица Эйзенхауэра.
Если отсортировать все задачи по срочности и важности, то деятельность станет гораздо более сбалансированной и паники не будет. Кроме того, сразу станет понятно, за выполнение какого дела нужно браться немедленно, а что можно отложить.
Погоня за результатом может легко деморализовать подростка. И для того чтобы достичь поставленных целей, каждому нужны свои мотивирующие ценности. Одних будет мотивировать результат, а других — сам процесс. Важно найти свои мотиваторы.
Когда человек понимает, что он делает, в чем для него заключается ценность его деятельности, он избежит разочарования в дальнейшем, если что-то пойдет не так.
Какие бы страхи ни испытывали родители накануне экзаменационных испытаний, им следует помнить, что для своего ребенка они — организаторы, контролеры и мотиваторы. Основная роль близких взрослых в данном процессе — поддержка. Ведь экзамены закончатся, а отношения останутся. И самое важное — их сохранить.