"КЕРЧЕНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В пору экзаменов тревожатся все. Иногда даже не ясно, кто больше: выпускники или их родители. Взрослые обычно так сильно переживают за детей, что передают им свою тревогу. В результате сдача ЕГЭ становится для всей семьи испытанием на прочность.

Симптомы экзаменационного стресса

Что чаще всего бросается в глаза? У многих подростков меняется режим питания, появляются нарушения сна и изменения в поведении. Все проявления можно поделить на две группы.

Поведенческие симптомы

  • Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену.
  • Избегание любых напоминаний об экзаменах.
  • Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период.
  • Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах.
  • Увеличение употребления кофеина (попытки алкоголизации, курения).
  • Ухудшение сна.
  • Ухудшение аппетита.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы

  • Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете.
  • Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих и чужих) и фиксация на них.
  • Воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (никуда не поступлю, буду дворником и т. д.).
  • Кошмарные сновидения, ухудшение памяти.
  • Снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Что делать родителям

Первое и самое главное: помнить, что основная роль родителя в данной ситуации — это поддержка. Нельзя прожить за кого-то его жизнь, а вот оказать помощь, проявить сочувствие и участие вполне возможно.

План действий может состоять из следующих пунктов:

1. Коррекция режима сна.

2. Коррекция питания.

3. Введение тайм-менеджмента.

4. Работа с ценностями.

5. Понимание значения роли экзамена в жизни подростка.

Работа с физиологическими проявлениями

Первое, что нужно сделать, — выявить свой режим активности. Для этого в течение 2–3 дней подростку надо понаблюдать за собой и записать те периоды, когда мозг активно работает, когда наступает усталость и хочется спать, когда хочется есть и т. д. Нет задачи сделать четкий график, подходящий для всех. Каждый человек индивидуален, и смысл в том, чтобы выявить свои личные периоды активности, потребности и особенности.

Еще важно соблюдать циклы сна, время которых кратно 90 минутам. Если просыпаться по окончании цикла, то человек будет чувствовать себя отдохнувшим и полным сил.

Работу и учебу следует планировать по таймеру и обязательно делать перерывы со сменой деятельности. Хорошо переключаться на физическую активность, но есть дети, которым это не подходит. Возможно, они захотят послушать музыку или что-то посмотреть. Такой вариант тоже возможен.

Кстати, многие подростки могут заниматься, например, решением задач под музыку. Не стоит этому препятствовать. Для многих такое совмещение способствует дополнительной стимуляции мозговой деятельности — так же как и качание на стуле. Есть дети, которым это очень сильно помогает.

Важно уделять время спорту и вообще любой двигательной активности, будь то командные игры, пробежки или просто прогулки.

В борьбе с нарушениями питания ключевая идея — не допускать чувства голода. Оно вызывает ощущение подавленности, жалости к себе, запускает ненужные мысли и влияет на работоспособность. Важно планировать перекусы заранее.

Тайм-менеджмент

Расставлять приоритеты

Для того чтобы избежать хаоса, все дела необходимо ранжировать по срочности и времени выполнения. В этом поможет матрица Эйзенхауэра.

 

https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/storage/articles/May2022/матрицаЭ.jpg

Если отсортировать все задачи по срочности и важности, то деятельность станет гораздо более сбалансированной и паники не будет. Кроме того, сразу станет понятно, за выполнение какого дела нужно браться немедленно, а что можно отложить.

 

 

 

 

 

Поиск ценности

Погоня за результатом может легко деморализовать подростка. И для того чтобы достичь поставленных целей, каждому нужны свои мотивирующие ценности. Одних будет мотивировать результат, а других — сам процесс. Важно найти свои мотиваторы.

Когда человек понимает, что он делает, в чем для него заключается ценность его деятельности, он избежит разочарования в дальнейшем, если что-то пойдет не так.

 

Какие бы страхи ни испытывали родители накануне экзаменационных испытаний, им следует помнить, что для своего ребенка они — организаторы, контролеры и мотиваторы. Основная роль близких взрослых в данном процессе — поддержка. Ведь экзамены закончатся, а отношения останутся. И самое важное — их сохранить.