ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

 

"КЕРЧЕНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Одна из тех проблем, которые относятся к разряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре – это проблема социального аутсайдерства. Одна из крайних форм аутсайдерства – бродяжничество.

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома или учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от факторов микросоциальной среды, ее окружающей. Провоцировать несовершеннолетних на бродяжничество могут многочисленные факторы. Прежде всего, семейная среда: разногласия между родителями, алкоголизм родителей, насилие над ребенком, гиперопека над детьми.

Дети чутко реагируют на пренебрежение их интересами и потребностями, что  создает не только реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Проявления бродяжничества встречаются среди несовершеннолетних в основном в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Дети до семилетнего возраста из дома не убегают. Впервые это может происходить в возрасте от 7 до 9 лет, но довольно редко. Чаще всего побеги из дому совершают подростки 10-13 лет. Подросткам, склонным к побегу, свойственны такие качества личности как нестабильность поведения, повышенная возбудимость, эмоциональная незрелость. Начиная с 14-15 лет проявления уходов и бродяжничества постепенно уменьшаются.

Уходы можно разделить на реактивные, планируемые и немотивированные.

Реактивные уходы (как реакция на внешнюю ситуацию) наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

  • В этих случаях без принятия мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности, высока вероятность аффективного поведения со стороны этих несовершеннолетних.
  • В связи с этим все более востребованными оказываются социально-психолого-педагогические методы работы с данной категорией несовершеннолетних, пример которых мы здесь приведем.

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
– случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);

– телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;

– предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов. Данный тип уходов и бродяжничества можно проиллюстрировать следующим примером:

Немотивированные уходы возникают без понятных психологических мотивов. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7-8 лет.

Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок, всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания.

Таким образом, из дома убегают самые разные подростки и по самым разным причинам. По результатам ряда исследований выявлено, что дети из неполных семей убегают из дома реже, чем дети из семей полных. Причина этого видится в том, что при наличии обоих родителей между ними чаще возникают ссоры, которые дети не в силах предотвратить, поэтому лучшим решением они видят уход из такой семьи.

Следует отметить, что решающее значение для профилактики уходов из дома все-таки представляют социально-психолого-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.